Проблема страха в работах философов прошлого и в сознании настоящего

Фактически Робертсон-Смит только сформулировал проблему: На эти вопросы некоторые современные антропологи, как мы знаем, дают четкий, вроде бы убедительный и чрезвычайно простой ответ. Однако если поразмыслить, возникает ряд возражений, причем довольно серьезных. Неужели примитивной религии абсолютно неведомо одиночество? Нельзя сказать, что примитивная религия совсем лишена своих пророков, провидцев, прорицателей и толкователей веры. Дикарь соблюдает свои табу не из-за страха перед общественным наказанием и порицанием.

РАННЯЯ ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ

Но что означает страх перед природой? Как правило, те условия существования, в которых люди живут с самого рождения, они воспринимают как вполне естественные и поэтому совсем нестрашные. Напротив, если человека привезти в непривычные условия, то тогда ему будет страшно. Если бы современный человек оказался в тех условиях, в которых жил древний человек, то ему действительно было бы страшно — без современного оружия, транспорта, средств связи и т. Современный человек боится ничуть не меньше, чем человек древний.

Неужели примитивной религии абсолютно неведомо одиночество Всякий Дикарь соблюдает свои табу не из-за страха перед общественным . Мы видели, что в этих обрядах выражается догмат жизни после смерти, а также .

Первым философом, высказавшим идею о том, что только знания ведут нас к обретению свободы от страхов, стал Эпикур. По крайней мере, он первый оставил об этом запись в анналах. Великий Платон выдвинул другую идею. По его мнению, обладание чем-то порождает страх это что-то потерять. Платон считал, что человек, исполненный мужества, и трус боятся разных вещей. По Платону стремящийся к наживе индивид всегда живет в страхе. Он и стремится-то разбогатеть, закрепиться, утвердиться на земле и в обществе из страха потеряться в нем и пропасть.

Философ называл страх отцом лжи. Аристотель раскрыл другой аспект появления страхов. Он считал первопричиной нарушение в межличностных отношениях в окружающей среде:

Зачем человеку религия?

Анимизм продолжение Учение о существовании души после смерти Проследив, таким образом, на- чиная от самых низших уровней культуры, распространенные в человечестве понятия о душах, духах или призраках людей, животных, растений и неодушевленных предметов, мы можем приступить теперь к исследованию одного из важнейших учений религии - верования в продолжение существования души за гробом.

Здесь будет уместно еще раз напомнить читателю, что учение о будущей жизни в том виде, в каком оно существует у примитивных обществ, есть не что иное, как неизбежный вывод из анимизма дикарей. Факт, что примитивные племена смотрят на образы умерших, являющиеся во сне и в видениях, как на их души, остающиеся в живых, не только объясняет повсеместное верование дикарей в продолжение существования души после смерти тела, но в то же время дает ключ ко многим из их умозрений относительно характера этого существования, умозрений, достаточно рациональных с точки зрения дикаря, хотя и нелепых для современного, значительно измененного миросозерцания.

Желание жить своим следствием имеет страх смерти (нежелание умереть). влияние на теоретическую социологию в части исследований морали и религии. социальной жизни примитивных племён является страх перед ним.

Концепции смерти Смерть - одно из тех немногочисленных переживаний, через которые рано или поздно проходит каждый живущий. Однако сущность смерти окутана глубокой тайной. С незапамятных времен сам ее факт стимулировал фантазию человека, предопределив удивительную пестроту выражения в религиях, искусстве, мифологии, философии и фольклоре. Многие выдающиеся памятники архитектуры, рассеянные по миру, были вдохновлены тайной смерти. Неясная природа смерти открывает широкий простор для индивидуального и коллективного воображения.

Взять, к примеру, лишь некоторые из образов, существующих в западной культуре: Эмоции, вызванные данными образами, охватывают широкий диапазон чувств: Различные концепции смерти и связанные с ними верования оказывают глубокое воздействие не только на душевное состояние умирающих, но и на те особые условия, при которых они покидают этот мир, а также на поведение остающихся.

В результате процесс умирания и сама смерть могут быть по-разному поняты и пережиты. С этой точки зрения значительный интерес представляет сравнение положения умирающего современной западной цивилизации с аналогичным состоянием индивидов древних культур или в странах, находящихся на доиндустриальной стадии развития. В большинстве незападных культур существуют религиозные и философские системы, космологии, ритуальные обычаи, а также определенные принципы социальной организации, помогающие своим членам принять и испытать смерть.

Здесь она обычно не воспринимается, как абсолютное уничтожение. Напротив, существует убеждение, что сознание или жизнь в той или иной форме продолжают существовать и после физической кончины.

ФУНКЦИЯ ПРИМИТИВНОЙ РЕЛИГИИ

Ритуал и реинтеграция группы в ситуациях жизненных кризисов. Функция погребальных обрядов Б. Малиновскому, функцией погребальных обрядов может быть снятие тревоги. Малиновский руководствовался тем, что базисные потребности и стремления людей должны удовлетворяться таким способом, который позволяет сохранять равновесие в обществе и не влечет за собой социальный хаос. Иными словами, определенные инстинктами человеческие потребности должны выполняться под контролем общества.

Смерть (ги бель, кончи на) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. В медицине изучением смерти занимается танатология. В естественной среде после смерти тела умерших организмов Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема.

Заканчивается ли полностью человеческая жизнь в момент умирания? Остается ли после смерти человека бессмертная душа? Над этими вопросами человечество не переставало размышлять на всем протяжении своего существования: Ответить на них пытались философы в разное время и в разных странах. Целые философские школы стремились найти приемлемый ответ на этот вопрос. Немного с иной позиции к этим вопросам подходили богословы, которые также давали свой вариант ответа.

Но почему же эти вопросы не перестают интересовать человека и по сей день? Знаменитый философ ХХ века С. Кьеркегор писал о моменте смерти так: На каждом этапе он познает себя и окружающий мир.

Психология страха смерти

Смерть есть ворота в другой мир в большем, чем просто буквальный, смысле. Если судить по большей части теорий ранних религий, то в основном, если не полностью, отсюда они черпали религиозное вдохновение, — и эти ортодоксальные взгляды в целом верны. Человек всю свою жизнь должен жить в тени смерти, и он существо, цепляющееся за жизнь и наслаждающееся ею полностью, — должен бояться угрозы ее конца.

умиранием (мотивы страха смерти). В течение многих веков именно к ним были обращены символы древних примитивных религий. Сейчас эти темы.

Оказывается,здесь идёт оживлённая беседа - а я и не знал. Дабы Вы не блуждали в потёмках собственных рассуждений,попробую выразить мысль более ясно и подробно. Почему Сатрапа не слушаете?? То есть,он не является непременным условием её возникновения. Страх приходит из области инстинктов,из бессознательного.

Положите на землю доску шириной 20 см. Теперь укрепите эту же доску на высоте 5-го этажа и пройдите ещё раз. Почувствуйте разницу если сможете пройти. Но они обманывают пытаются обмануть свой страх ВЕРОЙ слово не совсем применимо здесь;было бы вернее сказать"упованием" или чем-то в этом роде в загробную жизнь. Само появление идеи"жизни после смерти" напрямую связано со страхом - страхом смерти. Вы слышали,должно быть,о таких психических явлениях,как экстраверсия направленность во внешний мир и интроверсия в себя.

Так вот,имеется ещё третья направленность - центроверсия,первичная функция психики,задача к-й - интеграция,обьединение частей психики в целое. Смерть - это полная дезинтеграция,распад человеческого существа.

Документ 86. Ранняя эволюция религии

Для обеспечения такого развития совершенно достаточно нормального функционирования человеческого интеллекта под направляющим воздействием шестого и седьмого вспомогательных духов разума, относящихся к всеобщему наделению духом. По мере персонализации, одухотворения и, наконец, обожествления природы в сознании человека древнейший дорелигиозный страх природных сил постепенно становился религиозным.

Следовательно, примитивная религия была естественным биологическим результатом психологической инерции развивающегося животного разума, после того как в таком разуме появились представления о сверхъестественном. Первобытный человек охотился для пропитания. Результаты охоты не могут всегда быть одинаковыми, что неизбежно приводит к появлению у человека такого опыта, который интерпретируется им как удача и неудача.

Один из них - система эволюции от примитивных до современных вероучений. . погребением умершего), утешают живых, уменьшают их страх смерти. Религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и.

Обычаи, связанные со смертью, обнаруживают поразительное сходство по всему миру. Это всегда делается публично и сопровождается внешними знаками траура, такими как черные или белые мазки краски на теле, сбриваемые или распущенные волосы, необычная или разорванная одежда. Собственно оплакивание проводится у тела умершего. При этом само тело обычно является центром благоговейного внимания, его отнюдь не боятся и не избегают.

Часто встречаются ритуальные формы выражения ласки и засвидетельствования почтения. Спустя какое-то время тело должно быть погребено. Его хоронят в открытой или закрытой могиле; помещают в пещеру или на платформу; оставляют в дупле дерева или прямо на земле в пустынном месте; сжигают или спускают на воду в каноэ — таковы обычные формы погребения. Никак нельзя рассматривать мумификацию и кремацию, или же какие-либо промежуточные формы погребения как порождения чисто случайных верований или как историческую особенность той или иной культуры, как форму, которая приобрела универсальность только благодаря культурным контактам и заимствованиям.

Ибо в этих обычаях ясно выражается фундаментальная установка тех, кто остался в живых — родственников, друзей или любящих — их желание сохранить останки умершего и вместе с тем отвращение и страх перед ужасным превращением, вызванным смертью. Это делается с явным отвращением и ужасом и обычно сопровождается приступом сильной рвоты. Смазывание тел жиром умершего, распространенное у австралийцев и папуасов, вероятно, является лишь разновидностью этого обычая.

Представление о страхе смерти в психологии и психоанализе

Нюанс в том, что зачастую истинные причины скрыты от нас в бессознательных слоях психики. Тем не менее любое явление существуют не само по себе, а служит удовлетворению той или иной потребности, пусть даже сама эта потребность не осознается. При вдумчивом анализе можно понять первопричину того или иного явления. А поняв, осознанно работать с этой первопричиной, а не с маскирующими ее более поверхностными проявлениями.

Одним из таких явлений является религиозность, которую многие верующие считают изначально присущим качеством человека.

Попробуем разобраться в том, как в различных религиях и верованиях чего начали появляться примитивные формы верований — анимизм, жизнь с последующей смертью без сожалений и страха, служит в.

Именно это затаенное и глубинное чувство тревоги, таящееся в душевных недрах, делает человека человеком. Свободно и достойно отказавшись от сопротивления, он обретает возможность жить в реальном мире. Мы же проследим, как люди отказываются от себя, как они стараются убежать от реальности, но и увидим, как можно, приняв этот страх, обуздать его, сделать своим союзником. Мы убедимся в том, что именно преодоление, а не отрицание страха смерти открывает перспективу осмысленной, полноценной жизни.

Чувство страха знакомо всем. Несмотря на это, природа тревоги и страха остается загадкой для психологов. Одни видят суть тревоги в беспомощности, другие описывают внутренний разлад, возникающий при угрозе безопасности, третьи отмечают дезинтеграцию личности при столкновении с противоречием. Так когда же человек боится? Прежде всего пугает неизвестность. Между нашим состоянием сейчас и тем, что с нами случится через минуту, существует разрыв; этот промежуток заполнен неопределенностью.

Человек боится того, что его ожидает. Возможен и другой вид страха.

Страх смерти. Как побороть, победить страх? Психолог, арт-терапевт Яна Агоева